Работа организаций для детей – сирот по
семейному устройству воспитанников организаций
Сокращение социального сиротства и улучшение ситуации в сфере обеспечения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – одно из приоритетных направлений деятельности органов государственной власти Российской Федерации. Право каждого ребенка жить и воспитываться в семье закреплено Конвенцией ООН «О правах ребенка», Конституцией и Семейным Кодексом Российской Федерации. Постоянно принимаются нормативные правовые акты, затрагивающие интересы детей, включая федеральные законы, указы Президента, Постановления Правительства РФ.
Основные подходы к решению проблемы сиротства государством уже определены. Прежде всего, это сохранение кровной семьи ребёнка, предотвращение ситуации отказа родителей от детей, и устройство детей, оставшихся без родительского попечения, в новые семьи.
Как показывает практика, существует ряд достаточно серьезных проблем при устройстве детей в семью:
-
не проводится систематическая и профессионально организованная работа по устройству детей;
-
сведение оценки кандидатов к формальному сбору документов;
-
отсутствие подготовки семьи к принятию ребёнка на воспитание и подготовки ребёнка к жизни в новой семье;
-
отсутствие профессионального сопровождения семьи до и после принятия ребенка;
-
трудности социально-психологической адаптации детей во всех формах замещающей семьи;
-
оценка эффективности работы не в связи с успешностью развития ребенка, а по статистической отчетности.
Другими словами, практически все семьи нуждаются в оказании квалифицированной социально-правовой, психолого-педагогической и др. видов помощи и поддержки в решении конкретных проблем с привлечением соответствующих специалистов.
Организация на базе ГКУ «Детский дом (смешанный) №19» г.Новопавловска службы (Семейный центр и Службы психолого-педагогического сопровождения) по устройству детей на воспитание в семью позволяет улучшить качество устройства, уменьшить количество возвратов детей из замещающих семей, тем самым способствует решению целого ряда социальных проблем, связанных с детством и социальным сиротством.
Цель работы Семейного центра и Службы психолого-педагогического сопровождения: содействие реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семье путем развития семейных форм устройства детей и предоставление последующего комплексного сопровождения семье и ребенку. Задачи
-
информировать граждан о формах и условиях устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью;
-
осуществлять тщательный подбор семьи для ребенка с учетом психологической совместимости;
-
организовать комплексное социально-психолого-педагогическое сопровождение семьи до и после принятия ребенка на воспитание;
-
проводить работу по профилактике социального сиротства.
Система работы службы по устройству детей на воспитание в семью реализуется через следующие направления: информационно-поисковое, просветительско-профилактическое, практическое, научно-методическое. Каждое направление имеет свою специфику, конкретные формы и содержательное наполнение, включаясь в единый процесс устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью.
Служба организует свою деятельность по следующим блокам:
1. Блок работы с биологической семьей ребенка, находящегося в детском доме.
В рамках данного блока осуществляется социально-психологическая работа, направленная на восстановление семьи и возврат ребенка родителям, и включающая: - - установление контакта с родителями;
-
проведение комплексной социально-психологической оценки семьи ребенка с целью выявления ресурсов для позитивных изменений в семье, определения перспектив и возможности для восстановления её утраченных социальных функций;
-
оказание квалифицированной помощи биологической семье ребёнка.
2. Блок по устройству детей на воспитание в семью.
В данном блоке предусматривается:
-
информирование общественности о семейных формах устройства детей на воспитание в семью и необходимости помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
-
подбор граждан, изъявивших желание взять ребенка на воспитание в семью, через изучение их воспитательного потенциала, психологической готовности к родительским функциям;
-
комплексная подготовка будущих родителей к воспитанию ребенка через предоставление необходимой информации о правовых, педагогических, психологических аспектах создания и функционирования замещающих семей в рамках работы «Школы приёмных родителей».
3. Блок по подготовке детей, проживающих в детском доме, к жизни в замещающей семье.
Деятельность специалистов в рамках данного блока направлена на:
-
формирование представлений у воспитанников о том, что такое замещающая семья и жизнь в ней;
-
планирование процесса знакомства и помещения ребенка в новую семью.
4. Блок комплексного социально-психолого-педагогического сопровождения семьи после принятия ребенка на воспитание включает:
-
комплексное сопровождение семьи в период адаптации ребёнка;
-
повышение воспитательного потенциала замещающих родителей через посещение занятий в «Школе приёмных родителей»;
-
проведение совместных мероприятий с родителями в рамках организации деятельности клуба.
Деятельность службы по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью представляет собой сложный процесс, состоящий из следующих этапов:
-
Привлечение потенциальных замещающих семей.
-
Отбор и подготовка кандидатов в замещающие родители.
-
Подготовка ребёнка к жизни в новой семье.
-
Сопровождение семьи после принятия ребёнка на воспитание.
-
-
Служба по устройству детей на воспитание в семью при проведении информационных компаний использует следующие формы:
· публикации статей о воспитанниках детского дома в местной прессе под рубрикой «Я ищу тебя мама!» в районной газете «Голос времени»;
· трансляция на каналах телевидения видеороликов о детях детского дома (Илья Ш., Павел Л., Кирилл Ш.);
· встречи с общественностью, спонсорами;
· информационные встречи с гражданами, желающими получить более полную информацию об условиях приема ребенка на воспитание в семью (Соколова О.Г, Мищенко Е.Н.).
2. Отбор и подготовка кандидатов в замещающие родители.
Работа службы по отбору и подготовке потенциальных замещающих семей включает в себя:
Информация, которая предоставляется клиенту по телефону, должна быть краткой, но достаточной для того, чтобы он смог принять решение о целесообразности дальнейшего сотрудничества. Для получения более подробной информации об условиях принятия ребенка на воспитание, кандидаты приглашаются на индивидуальное собеседование.
Задачи собеседования:
- установить доброжелательные отношения с кандидатом в потенциальные родители;
- получить общую информацию о потенциальном кандидате, выявить его мотивацию посредством анкетирования.
В процессе собеседования сведения о кандидатах фиксируются документально, и обсуждаются специалистами службы.
На основании результатов собеседования выявляются кандидаты с позитивной мотивацией, высокой степенью готовности к принятию ребенка в свою семью. Данных кандидатов приглашают пройти цикл обучения в «Школе приемных родителей».
Занятия в «Школе приемных родителей» являются курсами компетенции, которые дают возможность будущим родителям подготовиться морально и практически к приему ребенка в свою семью. Обучение и поддержку в «Школе приемных родителей» ведут специалисты детского дома (педагог-психолог, социальный педагог, медицинский работник) с привлечением юриста отдела опеки и попечительства, которые помимо ведения занятий осуществляют наблюдение, что важно для предварительной оценки семьи кандидата.
Основными принципами организации обучения являются:
- Использование активных методов при проведении занятий. Занятия сочетают в себе различные формы и методы обучения, такие как лекции, практико-теоретические семинары, беседы, ролевые игры, элементы арт-терапии, анкетирование, тестирование, консультирование, релаксация, рефлексия и др.;
- Участие всех членов будущей замещающей семьи в работе «Школы приёмных родителей».
Обследование семьи специалистами службы.
Обследование семьи – необходимый этап подготовки – осуществляется социальным педагогом, который посещает семью кандидата, обследуя материально-бытовые условия жизни и наблюдая взаимодействие между ее членами с целью изучения возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых). Анализ изучения материально-бытовых условий жизни семьи кандидата фиксируется в акте обследования, в котором представляется информация о составе семьи, условий проживания, соблюдении санитарно-гигиенических норм в жилище, взаимоотношениях между членами семьи. Обследование семьи осуществляется и психологом, который изучает психологический климат в семье, особенности личности кандидата.
· консультирование семьи. По результатам обследования семьи, кандидат приглашается на индивидуальную консультацию к специалисту. В ходе консультации психолог обсуждает с кандидатом его сильные – слабые стороны, способность справиться с теми или иными проблемами воспитания и помогает кандидату принять осознанное решение. Кроме того, во время консультации психолога решаются проблемы, вызванные необходимостью отказа кандидату в принятии ребенка.
· итоговое заключение о семье. После посещения курса обучения в «Школе приемных родителей», обследования семьи и консультации делается вывод о личностных особенностях кандидатов, их воспитательного потенциала, психологической готовности к родительским функциям, мотивации принятия ребенка на воспитание в семью.
Полученная информация обсуждается со всеми специалистами службы по устройству детей на воспитание в семью, анализируется, структурируется и представляется в виде итогового заключения о семье кандидата в отдел опеки и попечительства.
3. Подготовка ребёнка к жизни в новой семье. Подготовка ребенка к жизни в семье проводится в течение всего времени пребывания его в детском доме. Реабилитационная работа, направленная на компенсацию эмоциональных травм детей, преодоление социальной дезадаптации, одновременно является первым этапом в подготовке ребенка к помещению в новую семью.
Второй этап подготовки ребенка к помещению в замещающую семью ориентирован на формирование у него представлений о том, что такое семья и жизнь в ней.
Работа на данном этапе осуществляется всеми специалистами службы и воспитателями групп, посредством различных форм и методов (занятия, беседы, консультации, ролевые игры и др.), адекватных возрасту и индивидуальным особенностям каждого ребенка.
Третий этап подготовки начинается с появлением конкретной семьи, изъявившей желание взять определенного ребенка на воспитание. Здесь происходит планирование специалистами службы процессов знакомства и помещения ребенка в новую семью.
Последовательность помещения ребенка в замещающую семью:
- знакомство потенциальных родителей с данными о детях, которые, по мнению специалистов службы, подготовлены к переходу в замещающую семью;
- личное знакомство с ребенком, рассказ ему обо всех членах предполагаемой семьи, кратковременная совместная деятельность: прогулки, посещение парка и т.д.;
- посещение ребенком семьи в выходные и каникулярные дни (на основании договора). Помещение ребёнка в семью на выходные и каникулярные дни предоставляет возможность кандидатам оценить свой воспитательный потенциал, желание и возможность принять ребёнка на воспитание, осознать свою ответственность за его судьбу. Кроме того, осуществляется обеспечение благоприятного вхождения ребёнка в семью, закладывание основ взаимопонимания и благополучной его адаптации к новым условиям проживания и воспитания.
4.Сопровождение семьи после принятия ребёнка на воспитание.
Профессиональное сопровождение замещающей семьи включает в себя:
- регулярный контакт с семьей и ребенком;
- анализ процесса адаптации ребенка в семье;
- оказание помощи и поддержки семье в сложных, кризисных ситуациях;
- консультирование по запросу;
- мониторинг развития ребенка;
Сопровождают замещающую семью: социальный педагог, педагог-психолог, юрист, медицинский работник, предоставляя ей комплекс услуг, обеспечивающий успешность и стабильность помещения ребенка в семью.
Итоги психолого-педагогического и социального сопровождения замещающей семьи
подводятся на заседании консилиума.
Таким образом, для того чтобы эффективно способствовать реализации права каждого ребёнка жить и воспитываться в семье, необходимо разрабатывать и внедрять разнообразные формы жизнеустройства детей. Ведь устройство ребенка в семью станет успешным, только если:
- обеспечивается предварительная реабилитация и подготовка ребенка к помещению в семью;
- проводится работа по отбору и подготовке кандидатов в будущие родители;
- осуществляется тщательный подбор семьи для ребенка с учетом психологической совместимости;
- предоставляется последующее комплексное социально-психолого-педагогическое сопровождение семьи и ребенка.
Опыт работы службы по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наглядно показывает, как в условиях детского дома, без привлечения дополнительного финансирования, но за счет эффективного использования внутренних ресурсов можно улучшить качество устройства детей на воспитание в семью, тем самым решать проблему социального сиротства.