Использование развивающих воспитательно-образовательных технологий в практике работы педагога.
Современный педагог - это тот педагог, кто постоянно развивается, самообразовывается, ищет новые пути развития и образования детей. Всё это становится возможным благодаря его активной позиции и творческой деятельности, ведь нельзя жить, не отдавая ребёнку лучшее, что мы имеем»
К числу современных воспитательно-образовательных технологий можно отнести:
- здоровьесберегающие технологии;
- технологии проектной деятельности;
- технологии исследовательской деятельности;
- информационно-коммуникационные технологии;
- личностно-ориентированные технологии;
- игровые технологии;
- технологии ТРИЗ.
Здоровьесберегающие технологии:
Здоровьесберегающие технологии направлены на укрепление здоровья ребёнка, привитие ему навыков здоровогого образа жизни. Это особенно актуально в свете ухудшения экологии, общей картины здоровья, неправильного питания. В зависимости от целей, здоровьесберегающие технологии в группе реализовываются по - разному:
- профилактика плоскостопия с помощью «дорожек здоровья»;
- подвижные игры на свежем воздухе;
- пальчиковые игры;
- цвето-терапия с помощью крашенного риса;
- использование технологии «Песочница»;
- логоритмика;
- сказкотерапия…
Технологии проектной деятельности:
Технологии проектной деятельности в детском доме реализуются детьми совместно с педагогом. Цель- работа над проблемой, в результате которой ребёнок получает ответы на вопросы
- проектная деятельность: «Что такое снег?»;
- исследовательско-экспериментальный проект «Волшебный песок»…
Технологии исследовательской деятельности:
Исследовательская деятельность помогает ребёнку выявлять актуальную проблему и посредством ряда действий её решать. При этом ребёнок подобно ученому проводит исследования, ставит эксперименты. Методы и приёмы организации исследовательской деятельности:
- наблюдения;
- беседы;
- опыты;
- дидактические игры;
- моделирование ситуации;
- трудовые поручения, действия;
- экспериментирование с водой, песком, снегом, камнями…
Информационно-коммуникационные технологии:
Компьютер имеет ряд существенных преимуществ перед классическим занятием. Анимационные картинки, мелькающие на экране, притягивают ребенка, позволяют сконцентрировать внимание. С помощью компьютерных программ становится возможным моделирование различных жизненных ситуаций, которые бы, в условиях детского дома не удалось воссоздать.
В зависимости от способностей ребёнка, программа может быть подстроена именно под него, то есть делать упор на его индивидуальное развитие.
Показ мультимедийной презентациис привлечением иллюстрированного материала, с использованием звуковых эффектов, позволяет сделать воспитательно-образовательный процесс ярким и эмоциональным.
Личностно-ориентированные технологии:
Личностно-ориентированные технологии обеспечивают условия для развития индивидуальности ребёнка. Это различные сенсорные комнаты, уголки для индивидуальных игр и занятий. Общаясь с ребёнком необходимо выбирать позицию «на уровне глаз», игры с песком помогают выстроить доверительные отношения между педагогом и ребёнком
Игровые технологии:
Игровые технологии- фундамент всего дошкольного и младшего школьного возраста. В свете ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартов) личность ребёнка выводится на первый план, и теперь все дошкольное и младшее школьное детство должно быть посвящено игре. При этом игры имею множество познавательных, обучающих функций. Среди игровых упражнений выделяют те, которые:
- помогают выделять характерные признаки предметов, учат сравнивать;
- учат детей отделять вымысел от реального;
- помогают обобщить предметы по определенным признакам;
- воспитывают общение в коллективе, развивают быстроту реакции, смекалку и др.
Технология «ТРИЗ»:
Используя технологию «ТРИЗ», педагог учит детей искать и находить свое решение. Изобретательность детей выражается в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего-то нового.
Решение сказочных задач и придумывание новых сказок включает в себя разные виды детской деятельности- игровую, речевую, рисование, лепку, аппликацию, конструирование.
Теория решения изобретательских задач, ставящая во главу угла творчество. ТРИЗ облекает сложный материал в легкую и доступную для ребёнка форму. Дети познают мир с помощью сказок и бытовых ситуаций.